«Охота». С волками жить
Высоковольтная драма о шаткой детской психике и стадной ограниченности носителей современных европейских ценностей.
Режиссер: Томас Винтерберг
В ролях: Мадс Миккельсен, Томас Бо Ларсен и др.
Jagten, 110 мин., Дания, 2012
Детсадовский сотрудник Лукас (Миккельсен) любит детей, и они отвечают ему взаимностью. Но одна из девочек видит в отношениях с хорошим дядей нечто большее, чем просто дружбу. Когда информация об этом докатывается до общественности, все переворачивается с ног на голову. Возможность получить срок по статье за педофилию – это еще не самая большая неприятность в жизни Лукаса.
«Охота» — это высококачественная и эмоционально острая пища для размышлений. За два часа Томас Винтерберг набросал мини-портрет общества, в котором бытовое благополучие мирно уживается с тотальной внутренней глухотой и патологической недоразвитостью сердца.
Когда человека обвиняют в том, чего он не делал, — это идеальный случай для проверки на вшивость любой социальной системы. Так проще всего выяснить, правит ли в ней буква закона или его дух. Способны ли люди, живущие вместе, не смотреть на ближнего через призму стереотипов, а хотя бы пытаться рассмотреть его настоящего. Есть ли у них мужество замечать бревно в своем глазу, когда они ищут соринку в чужом.
Модель мира, нарисованная в «Охоте», — это глухая аутичная среда, в которой за аккуратным фасадом скрывается чудовищный дефицит понимания и отсутствие глубинных связей. Герои здесь постоянно повторяют: «Нам надо с тобой поговорить», «Мы должны это обсудить», — и при этом не способны без гнева и раздражения обменяться даже парой реплик. Здесь лишь единицы трудятся над тем, чтобы выработать свое собственное мнение, тогда как пугающее большинство предпочитает по-скотски мычать ту же ноту, которую на автомате извлекают из себя окружающие. Это, по сути, мало чем отличается от жутких описаний СССР образца 1937 года.
И если хотя бы половина того, что показано в «Охоте», имеет отношение к нынешним реалиям человеческого общежития в той же пышущей благополучием Дании, то мысль напрашивается одна: мир европейских ценностей XXI века – это такой же социальный ад, как и в наших диких краях. Разница лишь в том, что в их аду сделан солидный евроремонт и отремонтированы дороги.
Но выход из этого кошмара имеется. И в фильме Винтерберга показано, где дверь. Образно говоря, речь о том, что у каждого из нас свои авгиевы конюшни, и первым делом стоит прибрать у себя в хлеву. А там видно будет.