«Пена дней». Жизнь как чудо
Режиссер: Мишель Гондри («Вечное сияние чистого разума», «Наука сна»)
В ролях: Ромен Дюри, Одри Тоту, Омар Си
драма-фантасмагория, Франция – Бельгия, 125 мин., 2013
Баловень судьбы Колен (Дюри) живет на широкую ногу и не тужит – у него дома сейф, набитый деньгами. Одна проблема – нет любимой девушки. На вечеринке друзей он сталкивется с Хлоей (Тоту) – она прекрасна и, к тому же, ее имя совпадает с названием композиции Дюка Эллингтона, от которого Колен без ума. Чувство-вспышка, свидание-сказка, свадьба-приключение. Теперь бы вдвоем жить и не тужить. Но в груди у Хлои растет водяная лилия, и это очень больно.
«Пена дней», как и роман Бориса Виана, по которому снят фильм, логично складывается из двух частей. Первая – визуальный пир, лавина позитивной энергии, креатив на уровне патологии. Еще никогда, даже в клипах Бьорк, Мишель Гондри не генерировал метаморфозы материального мира в таких объемах: дверной звонок-таракан, самодвижущаяся еда, человеческие ноги-пластилин, коктейли, рождающиеся от звука пианино. Каждые десять-пятнадцать секунд здесь творится маленькое безумие.
Эти остроумные фокусы – не пыль в глаза и не просто манипуляция игрушками-спецэффектами. За ними ясно проступает мысль – на каждом шагу нас в жизни подстерегает чудо, надо только уметь его рассмотреть. И тогда даже обычное рукопожатие или завязывание шнурков превратится в акт неразбавленной ничем радости, в складный ритм бытия. Гондри не устает напоминать взрослым, что они тоже должны быть как дети.
Полюбить первую половину «Пены дней», восхититься ею – не велика заслуга. Автор сам крутит перед зрителем калейдоскоп, а ты только сиди и дергай ножками от удовольствия. Куда сложнее с тем, что происходит, когда начинает расти лилия.
Полюбить вторую часть «Пены дней» — все равно, что принять старость или болезнь как такие же элементы жизни-чуда, что и здоровье с молодостью. Гондри осторожно и уверенно подводит к этому, он не меняет язык превращений, происходящих на экране: увядание и ветшание, атака пыли и паутины у него столь же живописны-сказочны, что и игра красок безмятежности. Его месседж слишком очевиден: любишь яблоню в цвету – полюби и осыпающиеся с нее цветы, потому что лишь так могут вырасти плоды. Только упавшее в землю зерно может дать свежие всходы.
И тут, конечно, стоит вспомнить, что Хлоя у древних греков – это одно из имен богини плодородия Деметры, означавшее также «цветущая», «зеленеющая». Отсюда и «хлорофилл», и даже более поздняя латинская «флора». То, что девушка Хлоя – не просто человек, а человек-цветок, вытекает уже из одного ее имени. И сама героиня Тоту принимает это как данность, как непреложный закон, а любящий самоотверженный парень Колен оказывается не способным на такое прозрение и палит почем зря из ружья-пистолета.
И потому «Пена дней» — это не страдальческий гимн, а ода жизни. Перед самыми финальными титрами мышка хвостиком махнет и из полумрака-сырости, словно дивные лилии, прорастут рисунки Хлои. Это та самая любовь, которая и была задолго до рождения Колена и Хлои, и кружила их в своем восхитительном вихре, и будет после них столько тысяч лет, сколько ей отмеряно.
«Пена дней» в кинотеатрах Украины с 18 июля.