«Цель номер один». Ночной позор
История убийства Усамы бин Ладена, превращенная на экране в неповоротливую патриотичную кашу о непростой женской судьбе железобетонной цээрушницы.
Режиссер: Кэтрин Бигелоу
В ролях: Джессика Честейн, Марк Стронг, Кайл Чендлер, Джеймс Гандольфини
Zero Dark Thirty, США, 157 мин., 2012
Рассказывая о фильме «Цель номер один», сложно выдать хоть какой-то спойлер. Поэтому ни к чему юлить: первые два часа тут ищут бин Ладена, а последние сорок минут его аккуратно убивают. Неизбежная номинация на «Оскар» в категории «Лучший фильм».
Любой режим, независимо от его тоталитарности или демократичности, нуждается в махровой пропаганде. Опознавательный знак такого продукта – он не ставит вопросов, а лишь дает безапелляционные ответы. Фильм Бигелоу – именно такой товар. Кэтрин не волнуют ни сложные отношения бин Ладена с Америкой, ни альтернативные версии случившегося 11.09.2001 в Нью-Йорке, ни реальная ценность устранения лидера «Аль-Каиды». Как для исполнителя госзаказа это вполне нормальный подход. Как для художника – до отвращения узколобый и ограниченный. «Цель номер один» ничем существенно не отличается от кондовых производственных драм, которые штамповал киноконвейер СССР.
Но приверженности лозунгу «Служу американскому союзу!» Бигелоу оказалось мало. Под видом патриотичной няшечки она продвигает беззубый феминистский гимн. Дело не только в том, что героине Джессики Честейн, похоже, больше всех надо, но и в том, насколько нарочито топорно прописаны все мужские образы. В лучшем случае это кровожадные недотепы, в худшем – кабинетные недоумки. Сделать так, что даже человек с лицом Тони Сопрано (Гандольфини то есть) выглядит на ее фоне неуклюже и жалко, — на такое способен только оголтелый боец гендерного фронта. «Ты отправишься туда и убьешь его ради меня!» — заявляет Честейн одному из персонажей, требуя крови бин Ладена, и это истинная кульминация фильма. Ради счастья всех женщин Америки Усама должен быть повержен. В этот момент в лице Честейн особенно явно проступают черты Юлии Тимошенко, на которую она и так немного похожа.
Вся эта косолапая идеология Бигелоу приводит к тому, что финальную сцену операции невозможно смотреть без смеха. Две дюжины автоматчиков штурмуют дом, в котором трое мужчин, столько же женщин и полтора десятка детей. Вертолет навернулся, не сумев перелететь забор. Двери вскрываются исключительно с помощью взрывчатки. Если бы команда Георгия Делиева и Бориса Барского когда-то высказалась на эту тему, то, пожалуй, именно так бы выглядел выпуск с названием «Маски в Пакистане».
И когда сильная женщина пускает скупую слезу в последнем кадре, уже сложно сдержать хохот.
Посмотреть фильм можно здесь.