«Ведьма войны». Улики смерти
Гражданская война – сама по себе неприятность, но когда она касается детей, обнажается ее очевидная абсурдность.
Режиссер: Ким Нгуйен
В ролях: Рэйчел Мванза, Серж Каниинда, Ален Лино Мик Эли Бастьен.
Драма, 90 мин., Канада, 2012
Призы: Рэйчел Мванза – победительница в номинации «Лучшая актриса» на Берлинале-2012 и на фестивале Tribeca. Номинация на «Оскар»: «Лучший фильм на иностранном языке».
12-летняя девочка по имени Комона живет в одном из африканских племен. Однажды к ней в дом являются повстанцы, воюющие с правительством. Они заставляют сделать Комону то, что я лучше не буду здесь описывать. Борцы за свободу забирают девочку с собой. Выжить ей помогает то, что она видит призраков погибших людей – повстанцы зовут ее ведьмой и считают это хорошим знаком. Вот только Комоне не по себе – мертвые папа с мамой тоже приходят к ней, и с этим надо что-то решать.
«Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать», — сказал как-то Альфред Хичкок. Этот принцип превентивного удара по зрителю, похоже, знаком режиссеру Нгуйену. На пятой минуте «Ведьмы войны» есть сцена, которой самое место в Топ-10 главных жутей в истории кино. А когда на экране начинают толкаться белые, как мрамор, призраки – да, напряжение нарастает.
Дети на войне – давно не новость для кино, всякое снимали – от разухабистых «Неуловимых мстителей» до медитативного «Иванова детства» Тарковского. Канадец Нгуйен, сам написавший сценарий по мотивам историй, слышанных им от африканских вояк, добавляет пять копеек в эту тему от себя. «Ведьма войны» настояна на мистических парах народных поверий черного континента. Африканский фольклор ловко перемешивается с банальной фронтовой бытовухой, наполняет ее потусторонним трепетом. Примерно как в «Сердце ангела», когда Микки Рурк обнаруживает в умывальнике куриную ногу.
«Ведьма войны» — не поверхностная пацифисткая агитка, а вдумчивое и чувствительное кино о том, как сама природа вопиет об абсурде жестокости. Это сложно понять, когда по экрану бегают автоматчики в городских интерьерах из железа, стекла и бетона. Когда же все разворачивается среди пальм, сок которых еще тот галлюциноген, картина куда более полная. Да что там пальмы, если среди ключевых сцен картины – атака хищного цветка на мужское достоинство главного подонка.
Фильм «Ведьма войны» можно посмотреть здесь.